Ценностные основания отечественного воспитания и влияние негативных явлений современной общественной ситуации на практику воспитания.
(Доклад члена Общественной палаты РФ И Забайкальского края Татьяны Константиновы Клименко)
Значение воспитания как общественного явления в процессе формирования основ нравственного сознания и поведения человека, семейных и общественных идеалов, гражданского сознания, национально-государственной идентичности первостепенно в приоритетах политики любого государства. Воспитание является целеполагающим фактором эстафеты поколений и создания как воспитательных систем в образовательных организациях, так и личности, в которой нуждается общество и будущее страны. В отечественной педагогической науке столетиями складывалась теория и методика воспитания, накоплен значительный потенциал подходов, концепций, программ, технологий воспитания, авторских разработок.
В советский период развития нашего государства сложился уникальный опыт педагога-новатора В.А. Караковского. В основу воспитания он предложил поставить систему общечеловеческих ценностей, среди которых педагог выделил такие значимые для людей ценности как: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. Эти подходы В.А. Караковского сразу стали набирать популярность среди педагогов по всей стране. На многие годы взгляды на воспитательную деятельность были определены как ценностно-ориентированная деятельность.
В условиях постсоветского общества начались процессы, которые позволяют рассматривать процесс воспитания как двойственный: с одной стороны традиции гуманистически направленного воспитания продолжают сохраняться и развиваться, с другой стороны усиливается тенденция разрушения традиционных основ воспитания, нарастает влияние внешних сил, пытающихся развалить не только наше государство, но главное - ценностные основы воспитания в обществе.
Прожитый нами период постсоветской России был не простым. Западными идеологами была спланирована система действий по переформатированию российской системы ценностей. В начале холодной войны сформулирована концепция разрушения Советского Союза, особенно ценностей, сформированных в годы Великой Отечественной войны.
Одним из идеологов холодной войны являлся директор ЦРУ США Аллен Даллес, который выстроил Доктрину развала СССР.
Вот его цитата: «Мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые... Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания.
Из литературы и искусства мы... постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием... тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино ― всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства ― словом, всякой безнравственности. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов».
В период существования Советского Союза данные идеи не могли пройти через, так называемый, «железный занавес», зато в период перестройки и в 90-е годы, когда были открыты границы и «шлюзы» – в этот момент и началась работа по разложению нашей страны изнутри.
Аллена Даллеса дополнял Зигмунд Бжезинский, основная идея которого состояла в том, чтобы сделать Россию пешкой. Вся его жизнь – борьба с Россией, ее уничтожение, втягивание Советского Союза в афганскую войну, порождение моджахедов – его «заслуга». Подобных идеологов разрушения России было множество. Таким образом, складывалась внешняя угроза традициям отечественного воспитания.
Что происходило внутри страны: произошло изменение политического курса страны - в 1991-1993 гг. был провозглашена идея деидеологизации, в Конституции 1993 г., в 13 статье говорится об этом, однако прошедший период показал, что это неправильная постановка вопроса.
В результате в общественном сознании глубокой эрозии подвергались такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Фактически реализовывалась идея дегероизации как инструмента разрушения национального самосознания россиян.
Огромный вклад в разрушительную работу внесли средства массовой информации (СМИ). Отечественные СМИ постарались выплеснуть все, что накопилось в годы застоя, ниспровергая при этом все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, иронизируя по поводу традиционной российской нравственности и духовности, открыто издеваясь над патриотическими чувствами народа.
Как сегодня можно оценивать это. Необходимо отрефлексировать прошедший период и все процессы, которые там произошли, и найти точки опоры для восстановления ценностных основ воспитания. Слово герой в настоящее время сильно девальвировалось, обесценилось. Совсем недавно словом герой мы называли человека доблестного, самоотверженного, храброго, совершающего подвиги. Это основной смысл хорошо понятный любому носителю русского языка.
В нашей памяти навеки останутся имена П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении 1812 г., А.И. Покрышкина – героя Советского Союза, летчика, сбившего 59 вражеских самолетов. Слово «герой» в первоначальном значении используется крайне редко. СМИ практически не рассказывают о людях, совершивших героические поступки. Такие примеры немногочисленны, одним из примеров является офицер, Роман Филиппов, который погиб героически в Сирии. Еще одним примером является забайкалец Алдар Цыденжапов – молодой моряк, который закрыл собой место взрыва, при этом, отключив кнопки, которые могли бы подорвать не только корабль, но и близлежащие суда.
Слово герой выхолощено, потеряло свой высокий смысл. На сегодняшний день, на слуху имена героев светских хроник или героев криминальных сводок. Почему именно они?
Для сохранения национального сознания и национальной гордости нужны подлинные герои, которые послужили делом во славу России.
Иначе складывается ситуация, о которой В.А. Караковский говорил: «Россиянину на сегодняшний день внушается комплекс исторической неполноценности, как жертвы истории, отчаянного человека, обреченного жить в самой плохой стране».
Попытки дегероизации и деидеологизации продолжились особенно при подготовке к 70-летию Победы в ВОВ.
Поколение детей, победителей войны (бэби-бумеров так называются они по теории поколений) выросло на примерах героев Великой Отечественной войны, например, Зоя Космодемьянская, для нашего поколения она была символом борьбы с фашизмом. Первая женщина – Герой Советского союза в годы Отечественной войны. Ей было всего 19 лет, когда она совершила свой подвиг у села Петрищева в Подмосковье. Вначале 90-х гг. появились странные записи, поставившие под сомнение подвиг юной партизанки, например, доктор Бильжо, психиатр утверждал, что Зоя - шизофреничка и что она просто бегала и поджигала дома, в силу своего внутреннего состояния. После этого появилась масса опровергающих статей и материалов, собранных во время войны.
Еще один герой, Александр Матросов. Герой Советского союза, красноармеец, стрелок – автоматчик. Он погиб в 19 лет, закрыв собой амбразуру немецкого дзота, для того чтобы дать возможность бойцам взять этот опорный пункт. В тот и послевоенный период его подвиг широко освещался в печати. Но при подготовке к 70-летию победы этот подвиг ставится под сомнение. Был ли он?
Следующий пример, 28 панфиловцев. Под командованием генерал – майора И.В. Панфилова, в честь которого назвали этих героев, в ряде публикаций СМИ говорится, то это миф. Одним из самых известных подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны, считается подвиг 28 панфиловцев - воинов гвардейской дивизии, которой командовал генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. 15 ноября 1941 года немецкие войска начали новое наступление на Москву. В некоторых местах фронт приблизился к столице на 25 километров. Наши войска оказывали фашистам ожесточенное сопротивление. 16 ноября в районе железнодорожного разъезда Дубосеково, неподалеку от Волоколамского шоссе, панфиловцы в четырехчасовом бою подбили 18 танков и остановили противника. Все наши солдаты в том бою погибли, в том числе и политрук В.Г. Клочков, сказавший перед боем слова, ставшие знаменитыми: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» В июле 1942 года 28 панфиловцам посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза.
Подвергается сомнению подвиг молодогвардейцев, им было 18-19 лет, они вели борьбу с фашистами в городе Краснодоне Ворошиловградской области на Украине. Большая часть из них погибли, мы помним их имена Олег Кошевой. Люба Шевцова. Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Иван Земнухов и многие другие.
Основную роль в разрушении общественного самосознания, на наш взгляд, осуществляют СМИ. Через телевидение, печатные издания, социальные сети действительно осуществляется пропаганда самых низменных потребностей и страстей человека. Получается - всё по плану Даллеса. Особо следует отметить вклад кинематографа в деидеологизацию: фильмы, которые наполняют кинотеатры, пропагандируют культ насилия, пренебрежительное отношение к истории нашего государства, как пример – попытка вывести на массовый показ зарубежную кинокомедию «Смерть Сталина». Возникает вопрос – почему авторы так смело освещают историю нашего государства с использованием опять таки сцен, отражающих негативно роль личности главы государства – победителя Второй мировой войны? Опять страна идет на поводу у разрушителей наших государственных ценностей.
Другие фильмы названиями унижают представителей различных уровней власти и силовых структур, например, «Поганый мент», мусора и т.д. Почему нельзя создать внутреннюю художественную цензуру. Одним из критериев деятельности которой будет уважительное отношение к государству, в котором мы живем, различным уровням и структурам власти, отношение к которым, в том числе, влияет на состояние общественного сознания.
Особенно бережным должно быть отношение к мультфильмам для дошкольников и младших школьников. Как пример можно рассмотреть новую интерпретацию мультфильмов «Три богатыря». Этот мультфильм, созданный в советские годы, культивировал традиционный образ русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича как богатырей, надежных защитников Руси. В новых сериях мультфильма богатыри подаются как карикатурные личности с недостатками развития. Особенно удручает подача средств передвижения: верблюд, говорящий конь Юлий и т.д. Такая подача обесценивает уважительное отношение к истории, героям мифов и сказаний. Богатыри предстают как обыкновенные люди, а сам сюжет как комикс, русские люди и князья некрасивы как внешне, так и внутренне. Интересно, но не вдохновляет и нарушается психология формирования образов русских героев, особенно в неокрепшем сознании малышей, а должно быть воссоздание архетипов, потомками которых мы являемся. Всегда любим свою Родину и стараемся ее защитить, опираясь на героические подвиги богатырей. Данные мультфильмы следует рассматривать как попытку разрушения национального самосознания русского человека, они негативно влияют на глубинные образы воинов, запечатленных в русской культуре и истории. Эти современные образы в искаженном виде не могут вдохновлять новые поколения на защиту русской государственности. Добрыня Никитич герой-одиночка. В русском воинстве всегда ценились товарищество, взаимовыручка. И такая подача искажает его былинный образ.
Традиционным средством передвижения предпочитает верблюда Васю. В фильме про Добрыню звучит киноцитата из фильма «Брат-2» «В чем сила, брат? – Во сне сила, брат! И у того ее больше, кто спит дольше!» Причем, в первоисточнике (в фильме А.Балабанова) на вопрос «В чем сила, брат? Главный герой дает ответ: «Я вот думаю, что сила в Правде!» В мультфильме эта формула носит антигероический и антимобилизационный характер. Илья Муромец это герой, который имеет реального прототипа, историческое лицо, включенный в состав лика святых Русской Православной церкви, в фильме предстает крайне суеверным, верящим в обряды. Главной целью богатыря Ильи Муромца становится не защита Родины от разбойника, а спасение любимого коня Бурушки. Алеша Попович – самый младший богатырь, в мультфильмах глуповатый, веселый и честный. Алеша грамоте учился, да из этого ничего не вышло. Этот тезис авторов очень спорный, т.к. Алеша из семьи Поповичей, а грамотные люди на Руси обучались и воспитывались при церквах и монастырях, поэтому изначально он должен быть образован и воспитан. В фильме у Алеши Поповича антропоморфный конь Юлий, который умеет говорить. Это просто пародия на богатырского коня, главного помощника богатыря в ратном деле. Конь Юлий иногда возит на себе Поповича.
И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которую мы видим на картине Васнецова, или в цикле фильмов, созданных в советское время, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев по типу Бэтмена и Супермена с оболочкой героев без внутреннего содержания. Очень трудная задача будет в дальнейшем у учителей начальных классов, историков, филологов восстановить традиционную нравственно-ценностную составляющую образов былинных героев Древней Руси. На каком материале учить и воспитывать современных детей? На какие ценности опираться в противовес средствам массовой коммуникации?
Ироническое, ерническое отношение к своей малой Родине мы наблюдаем в последнее время и в выступлениях членов регионального клуба КВН. По наблюдениям за выступлениями команд КВН такое отношение к народам, проживающим на окраинах страны, наблюдается у забайкальцев, камызяков и киргизов. При отборе юмористического содержания текстов внимание лучше обращать на человеческие отношения, характеры, а не национальный окрас. Уничижительное отношение к своей малой Родине нельзя культивировать в такой популярной среди молодежи игре как КВН, будут подражать детские команды, подросткам покажется, что так и должно быть, что это нормально. А это не нормально, культура подачи любых текстов со сцены должна опираться на ценностно-смысловое содержание.
Средствами массовой информации, начиная с 90-х годов, была проведена дискредитация российских людей: широкое хождение получили термины «совок», «ватник» и т.д. унижающие честь и достоинство российского человека.
Вызывает тревогу криминализация молодежи, нищета и маргинализация населения.
Какая же в этих условиях необходима система мер:
- воспитание на всех уровнях;
- сохранение детства и создание безопасных условий жизнедеятельности «заповедного сада» детей;
- укрепление патриотического духа молодежи и населения;
- борьба с нищетой;
- работа со СМИ в целях повышения культуры подачи материала по патриотическим вопросам.
В нашей стране в последние годы приняты ряд нормативно-правовых документов, в которых ставится задача восстановления ценностно-нравственных основ воспитания это: «Основы государственной культурной политики», «Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России», «Семейный кодекс». В этих документах прописаны положения современного процесса воспитания.
Из «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России»:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории».
Наша задача выстроить процесс воспитания так, чтобы оно было адекватно нашему пониманию великой России, патриотизма и системе ценностей, которыми должен владеть современный дошкольник, школьник и молодой человек.