Ложь во имя лжи или так нам удобно
Инвалиды или люди с ограниченными возможностями.
 
Понятие доступной среды – это социальное явление, предполагающее создание комфортных условий для инвалидов и маломобильных групп населения.  Одной из проблем доступной среды является отсутствие условий для инвалидов в общественном транспорте, который уже не первый год рассматривается в Общественной палате Забайкальского края, но предложения не нашли своей поддержки на муниципальном и региональном уровне, с указанием на отсутствие бюджетных средств и средств у частных перевозчиков.
 
При очередном обращении в органы исполнительной власти Общественной палатой по вопросу оснащения общественного транспорта оборудованием для людей с ограниченными возможностями, был получен письменный ответ от Министерства территориального развития Забайкальского края, в котором указывается, что в настоящее время на территории Забайкальского края около 10 автобусов, оснащенных оборудованием, предусмотренным заводом изготовителем, для перевозок пассажиров из числа инвалидов, выполняют пассажирские перевозки:
 
«Первое, непонятно слово "около", невозможно понять конкретное число автобусов оснащенных оборудованием для перевозки инвалидов, один или может два, - комментирует председатель ОП Владимир Лобанов. - Второе, "около 10 автобусов" на всю территорию Забайкальского края, это не серьёзно. У нас проживает более одного миллиона человек и количестве людей с ограниченными возможностями превышает 100 тысяч. Третье, почему применяется для решения данного вопроса исключительно бюджетные средства, средства налогоплательщиков, не используются другие механизмы предусмотренные законом».
 
Законодательно предусмотрен эффективный способ, влияния на обновление подвижного состава, в том числе и для перевозок инвалидов, это конкурс на котором отбираются перевозчики. Но если открыть  постановление Правительства Забайкальского края от 01.04.2016 № 118, то будет понятно, что в рамках 100 бальной шкалы критериев на основании которых осуществляется отбор перевозчиков, наличие оборудование предусмотренное заводом изготовителем для перевозок пассажиров из числа инвалидов составляет всего 2 балла, аналогично  требованию к багажному отделению предусмотренным заводом изготовителем. Установленные требования в 2 балла абсолютно не играют никакого значения и скорее всего установлены, чтоб «было».
 
Из пояснений представителей Министерства территориального развития Забайкальского края следует,  что законодательно не предусмотрена обязанность перевозчиков, которые уже получили лицензии на перевозку пассажиров, перевозить инвалидов. На самом деле это не так. Согласно Федеральным законам №181-ФЗ, №259-ФЗ, № 220-ФЗ, предусмотрена прямая обязанность любого перевозчика осуществлять перевозку людей с ограниченными возможностями. 
 
«На сегодняшний день ситуация сложилась такая, - говорит Владимир Лобанов - никто не побуждает действующих или новых перевозчиков, которые заходят на рынок,  заниматься вопросами организации перевозки инвалидов. На сколько есть такая потребность, наверное не удивлю, что  данной информации нет не у кого, в том числе и органов власти. Не будим говорить, что и так нам всем известно, доступной среды нет, есть только ее имитация».
 
Многие, наверное, слышали о закупке Министерством территориального развития Забайкальского края 77 автобусов в период 2019-2020 гг. которые по «заверениям» будут соответствовать данным требованиям, но только данных  автобусов не хватит и на  город Чита. Это конечно хорошо, что закупка новых автобусов все же осуществляется, но опять же вытекает вопрос, почему за счет налогоплательщиков? Почему не применяются действия побуждающие перевозчиков заниматься вопросами инвалидов. На законодательном уровне все предусмотрено. Общественная палата уже на протяжении 2 лет борется за требования прописанные в законе, а органы контроля не занимаются этими вопросами абсолютно. Выборочные проверки или по обращению граждан. Систематический контроль отсутствует в принципе, ответственного лица ответственного за развитие в крае доступной среды нет. Ссылаются на нехватку средств, но по факту нужны и не такие уж большие вложения для доступной среды.
 
«Ни кто не призывает заставлять перевозчиков сразу создать все требуемые условия, нужно начать хотя бы частично оснащать транспорт надлежащими условиями, - отмечает Владимир Лобанов - а органам власти создавать условия способствующие к стремлению перевозчиков предоставлять данные услуги».
 
Стоит отметить, что Экспертным Советом Общественной палаты Забайкальского края за 2018 год было проведено 127 общественных проверок по реализации Доступной среды, из них:
- только к 7 объектам был получен беспрепятственный доступ;
- 25 обращений в прокуратуру и органы правопорядка;
- 2 положительных судебных решений.
 
Хотелось бы верить, что начав с малого, программа «Доступная среда» будет реализовываться. Существует много программ и установленных законодательно требований, однако в настоящий момент решения данных вопросов возможно только точечно при обращении в прокуратуру и суд.
 
Следует прекратить практику остаточного рассмотрения проблем людей с ограниченными возможностями и серьезно, в плановом режиме заниматься вопросами ее создания и контроля. Создание не только за счет бюджета, а контроль не только за счет общественников, при этом не формальный контроль, а с конечным результатом по устранению в кратчайшие сроки выявленных нарушений.
 
Общественная палата Забайкальского края

ФИ�

Контактный телефо�

E-mail

Мо� предложени�/пожелани�/замечани� � Гражданско� послание-2014 �.

Направит� � комиссию