Что можно и нельзя в агитации

Члены Общественной палаты продолжают свои открытые занятия, направленные на борьбу с «правовым нигилизмом» в преддверии выборов. Уже вторая встреча с экспертами прошла в Пушкинской библиотеке 4 сентября. Если на первом мероприятии преподаватели помогли разобраться в особенностях голосования 2021 года, то в этот раз темой обсуждения стали особенности предвыборной агитации. Предлагаем и читателю узнать, какая самореклама в избирательном процессе приветствуется, а за что избиратель может и приструнить кандидатов и партию.

«Дня тишины» не будет

Предвыборная агитация — важная стадия избирательного процесса. Но не стоит путать ее с простым информированием избирателей. Хотя оба этих действия побуждают к голосованию, второе заключается в объективном донесении до избирателя сведений о выборах без привязки к конкретной партии или кандидату. Агитация же имеет целью склонить гражданина сделать выбор в пользу определенного лица или партии.

За 28 дней до выборов, как только партия выдвигает федеральный список кандидатов, а кандидаты-одномандатники предоставляют в окружную комиссию свои документы о выдвижении, для них начинается агитационный период. По закону, он должен прекратиться в 00.00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Это называется «днем тишины». Однако в этом году в связи с тем, что выборы пройдут в трехдневный срок, «дня тишины» не будет. Предвыборная агитация завершится в полночь первого дня голосования по местному времени.

На агитацию нужно разрешение?

Формы агитации всем известны. Кандидаты и партии могут рекламировать себя по телевидению, радио, в печатных и сетевых изданиях, посредством проведения публичных агитационных мероприятий и других не запрещенных законом способов. Новшеством в этом году стала агитация с помощью так называемых «тумб» —  переносных объемных сооружений. Этот способ оказался довольно спорным. В Чите практически нет бесхозных земель, не считая пустырей и свалок. А по закону, любой агитационный материал может быть размещен на чужой территории лишь с согласия собственника. Первые эпизоды размещения упомянутых тумб были связаны с тем, что ставились они без этого согласия, из-за чего возникали недовольства. К слову, стены и подъезды многоквартирных домов — это тоже собственность. Поэтому для размещения там листовок тоже необходимо согласие собственников — жильцов либо управляющей компании. Причем подобные формы агитации всегда должны содержать реквизиты: за счет каких средств это произведено, какого фонда, каков тираж и так далее.

Проблематично контролировать агитацию в Интернете и мессенджерах, ведь действующее законодательство еще не регулирует эту сторону. Однако практика сложилась так, что в этих случаях агитационные материалы также должны содержать реквизиты.

Контроль над предвыборной агитацией возложен на Избирательную комиссию. И вы вправе обратиться в ее местное отделение, если видите, что происходит нарушение закона.

«Но у противников неравные условия!»

На первый взгляд может показаться, что партии и кандидаты изначально находятся в неравных условиях борьбы. Одни, к примеру, имеют три миллиона рублей на саморекламу, а другие — триста тысяч. Потому одни занимают до 90% информационного пространства, а другие могут позволить себе провести агитацию лишь по радио. Разве это честно? На такие рассуждения Общественная палата отвечает: «Не позволяйте вводить себя в заблуждение. Эти заявления однобоки». На самом деле существует два способа проведения предвыборной агитации.

Первый способ — гарантированный законом. Он предполагает равное эфирное время во всех СМИ и на всех площадках. Причем оно разыгрывается методом жеребьевки —  каждая партия или кандидат получает свое время для публикаций и выхода в эфир. Каждому достается поровну.

Второй способ — агитировать за счет имеющегося бюджета партии или кандидата. И здесь — да, существует определенный дисбаланс. Однако это не делает позиции противников неравными, поскольку гарантированный минимум предоставляется каждому, и для соблюдения закона этого, в принципе, достаточно. Так что если вы не можете найти информации о кандидате нигде, кроме Интернета, это просчет самого кандидата.

Возможные нарушения  

На практике нередки случаи, когда агитация продолжается даже во время избирательной кампании. Общественная палата обрисовала несколько ситуаций, которых  следует избегать и пресекать их на реальных выборах.

Ситуация первая. Вы приходите на избирательный участок, а ближе, чем в пятидесяти метрах развешаны агитационные материалы. Это нарушение. Ситуация вторая. На участок приходит избиратель. У него на голове кепка с эмблемой избирательной партии или кандидата или на нем надета футболка с похожей символикой. Во-первых, это наверняка провокация, а во-вторых, скрытая агитация, следовательно, нарушение.

Ситуация третья. Избиратель получает бюллетень и просит члена комиссии или наблюдателя посоветовать ему, за кого проголосовать. Он может действительно быть неосведомленным, а может подталкивать к разговору осознанно. В любом случае это провокация, которую следует зафиксировать. Информирование же должно происходить без субъективной оценки, в соответствии с указанной на стенде и в бюллетене информацией о кандидатах и партиях. Ровно так же должны быть представлены образцы заполнения бюллетеня — «макетно», без реальных имен и названий.

Четвертый случай. Человек приходит на выборы и просит кого-нибудь пройти с ним и проголосовать за него: сам не видит — забыл очки. В такой ситуации члены комиссии и наблюдатели не имеют права пройти с ним, ведь это нарушает тайну голосования. Помочь человеку может лишь такой же избиратель, при условии, что комиссия  сделает пометку в списке избирателей: зафиксирует ФИО, паспортные данные помощника и факт того, что другой человек попросил за него проголосовать.

Однако голосование может проходить и надомно. Сделав выбор, человек должен собственноручно поместить бюллетень в переносной ящик для голосования так, чтобы прибывшая на дом бригада не видела, за кого именно отдан голос. Если он передает бюллетень кому-то в руки, это уже нарушение.

В любой подобной ситуации вам следует зафиксировать нарушение и обратиться в избирательную комиссию и к наблюдателю. Если нарушение выходит за рамки социальных норм — к дежурному полицейскому на участке. Направить жалобу можно и в Общественную палату.

Искаженная, не всегда добросовестно подаваемая отдельными участниками избирательного процесса  информация формирует недоверие к выборной кампании, избранному органу государственной власти и к государству в целом. Общественная палата напоминает, что её открытые площадки созданы для того, чтобы развеять «правовой нигилизм» в обществе и объяснить, как должно быть по закону. Встречи с экспертами-преподавателями еще продолжатся. Не упускайте возможности узнать о своих избирательных правах.

Екатерина Еременко. «Забайкальский рабочий»

ФИО

Контактный телефон

E-mail

Мои предложения/пожелания/замечания в Гражданское послание-2014 г.

Направить в комиссию